Психонетическая система «Триада» исходит из наличия трех типов психотехнической работы:
• преобразование одних содержаний сознания в другие (наиболее распространенные психотехники); • растворения содержаний сознания в чистом сознании; • пробуждение воли и развертывание волевых намерений.
«Триада» - не идеология, а технология.
«Триада» строит свою модель организации человеческого сознания. Мы выделяем сознание как таковое, рассматривая его как поле непроявленных смыслов1, его организованности (модификации сознания, содержания сознания, смутности, вритти), созданные из «субстанции сознания» и волю - ничем не обусловленную целенаправленную активность.
Соответственно, все психотехники делятся на:
• техники преобразования одних организованностей (смутностей) сознания в другие - «красные» психотехники
• техники пробуждения воли и развертывания волевого намерения (волевого импульса) – «черные» психотехники
Современные психотехники, как правило, относятся к «красным». Йога и различные буддийские практики - к «белым». «Черные» психотехники редки. Их присутствие обнаруживается у Гурджиева и Кастанеды. «Черные» психотехники, разработанные в Университете Эффективного Развития, являются основой психонетической работы - работы с разверткой и сверткой волевых импульсов. Работа начинается с имитации действия воли, овладения техникой развертывания волевого намерения и, наконец, реального пробуждение воли как центра нашего «Я». Развертывание волевого намерения является базовым психотехническим процессом. Однако встает вопрос - «что развертывается? какова его природа?». И мы отвечаем - развертываются непроявленные смыслы, «семена санскар». Эта формулировка и порождает первичные психотехнические приемы: чтобы пробудить волевой процесс, нужно научиться осознавать непроявленные смыслы, смыслы в чистом виде.
Смыслы нам обычно даны в виде тех или иных проявленных форм - образов, восприятий, слов, картин, музыкальных фраз. Обусловленность возникает на этом уровне. Чистые смыслы не обусловлены друг другом и потому появляется шанс осознания свободы нашей воли при переживании чистых смыслов. Волевой импульс, волевое намерение и есть активизированный смысл. Смысл есть стабилизированное волевое намерение. Овладев базовым процессом, мы можем перейти к «белым» техникам. Второй шаг - овладение техниками успокоения сознания, растворения всех его проявленных структур, переживания чистого сознания (сознания как такового). Третий шаг - преобразование одних проявленных структур сознания в другие. Обычно психотехническая работа начинается с этого уровня. Однако если уже до этого проведена «черная» и «белая» работа, то «красная» работа приобретает другую направленность - понимание жизненных процессов и подчинение их активизированной воле.
Главными задачами работы в системе «Триада» являются:
• Осознание реальности своего «я».
• Активизация сознания – переход от состояния, в котором формы нашего сознания нам навязываются внешним миром, в активную фазу, когда наше сознание начинает воздействовать на мир.
• Устранение жесткости форм восприятия, инициирование перехода к восприятию фундаментальной реальности, формирование более целостного восприятия в режиме объемного сознания.
• Выявление непроявленных свойств сознания, их осознание и нахождение деятельности, им соответствующей.
В результате занятий усиливается ощущение внутренней свободы и проявляются способности к творчеству.
1 Подобные утверждения нуждаются не в доказательствах (таковые невозможны в отношении граничных утверждений, апеллирующих к тем реалиям, которые являются предусловием доказательных рассуждений), а пояснениях. Пояснений сделано и до нас достаточно много, поэтому лучше всего обратиться к текстам, которые эти пояснения дают - В.В. Налимов: «Спонтанность сознания», «Вероятностная модель языка», «Непрерывность против дискретности в языке и мышлении», «В поисках иных смыслов"; Агафонов: «Человек как смысловая модель мира».